«Предчувствие Пасхи»

23 Апреля 2021

Дорогие друзья, 25 апреля в 17-00 концерт «Предчувствие Пасхи» представит Архангельский филармонический камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева. Солистом выступит доцент Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения Руслан Разгуляев (фортепиано, Нижний Новгород). Мы всё ближе к Большому Пасхальному фестивалю, приглашаем вас в Камерный зал в светлое Вербное воскресенье. 

А пока – настраиваемся на встречу. Руслан Александрович Разгуляев рассказал нам о двух сочинениях предстоящей программы, в которых он выступит солистом. Ещё он поделился воспоминаниями о дружбе с Владимиром Онуфриевым, совместных проектах с Камерным оркестром и своих первых выступлениях в Архангельске.

«С Владимиром Михайловичем мы учились в одной консерватории – Нижегородской. Несмотря на то, что он уже много лет трудится в Архангельске, он всё равно во многом связан с Нижним Новгородом. После учёбы он множество раз принимал здесь участие в концертах – и до сих пор принимает, приезжает к нам. Мы с ним дружим, и во время наших творческих встреч всегда рождаются дальнейшие планы, новые программы, мысли, идеи. Много чего мы успели переиграть вместе. Насколько я помню, наше сотрудничество началось в 10-е годы, мы исполнили несколько программ с нашим оркестром «Солисты Нижнего Новгорода». Он дирижировал, а я играл фортепианные партии.

Надо сказать, что меня всегда привлекал нетрадиционный фортепианный материал. То есть не тот, который обычно звучит в филармониях. Грубо говоря, это не концерт Рахманинова или Петра Чайковского, а что-то более для меня интересное – не обязательно современное или ультрарадикальное по своему языку. Речь идёт о том, чтобы открывать для слушателей новые сочинения или хорошо забытые старые. Либо вообще никогда не игранные, премьерные. Очень приятно, что Владимир Михайлович постоянно поддерживал эту идею. Ещё до того, как его оркестр стал филармоническим, от тоже часто делал программы, состоящие из редко исполняемых сочинений XVIII и XIX веков, премьерных сочинений XX и XXI века. В Нижнем Новгороде у нас тоже были такие программы из нечасто исполняемых сочинений. Например, мы играли Концерт для клавесина и струнного оркестра Хенрика Гурецкого, польского композитора. Играли Концерт Бориса Ивановича Тищенко – это петербургский композитор, который умер в 2010 году, известная фигура академической музыки Санкт-Петербурга. Это из того, что сразу приходит на ум.

А начиная где-то с 2015 года Владимир Михайлович начал меня приглашать в Архангельск. Я помню, как он предложил мне совместно исполнить Второй концерт для фортепиано и струнных Толибхона Шахиди – мы сыграли его в Биржевом зале Гостиных дворов, я помню этот красный рояль… Были неоднократно сыграны концерты Моцарта, а ещё мы ездили с оркестром Владимира Михайловича по Архангельской области. Играли в Няндоме, Вельске, Котласе – у нас накопилось большое творческое прошлое! Были концерты и в Камерном зале Поморской филармонии, впервые я играл там ещё до дружбы с Владимиром Михайловичем. Тогда знакомая органистка из Санкт-Петербурга получила предложение выступить в Архангельске и позвала меня сделать совместную программу. А в 2016 году мы с Владимиром Михайловичем и оркестром исполнили в Камерном зале два концерта Моцарта.

Что же касается программы, которая будет представлена 25 апреля – это совместная идея, которая родилась ещё в прошлом году. Дело в том, что Фортепианный квинтет Николая Метнера мы уже несколько раз играли с Владимиром Михайловичем на разных площадках – и в Гостиных дворах, и в туре по Архангельской области. Это наше любимое сочинение, и оно прекрасно сочетается с понятием Пасхального фестиваля, поскольку насквозь пронизано христианскими темами и аллюзиями.

Сам Метнер в своих дневниках оставит пометки, комментарии, указывающие на то, что несколько музыкальных тем в этом квинтете имеют подтекстовки. Конечно, в партитуре квинтета этих подтекстовок нет, но мы знаем – и это хорошо слышно – что, например, одна из ярких, радостных, праздничных тем квинтета подтекстовывается как «Христос воскрес из мёртвых». Ещё одна тема, которая звучит в первой части квинтета – «Блаженны алчущие правды». Есть во второй части сочинения очень скорбная, трагичная тема, которая подтекстовывается длинной фразой из Псалтири: «Ради имени Твоего, Господи, прости мне прегрешения мои»

Метнер долгое время не был православным христианином, по своему происхождению он принадлежал к лютеранской церкви. Особой религиозностью он не отличался, но его творчество было насквозь пронизано христианской духовностью. А уже гораздо позже, когда композитор уехал в Европу, он принял там Православие и ходил в православный храм. Но надо учесть, что речь идёт о Лондоне, так что прихожане там были в основном англоязычные, и в их среде не был принят церковнославянский вариант песнопений и подтекстовок. Поэтому не «Христос воскресЕ из мЕртвых», а «Христос воскрес из мЁртвых» – и так далее. То есть все подтекстовки, если их читать именно по-русски, а не по-церковнославянски, хорошо подходят под темы Квинтета.

Это очень важное для Метнера сочинение, он его писал на протяжении 44 лет. Начал в 1904 году, завершил в 1948, а умер – в 1951. Композитор считал это произведение эпохальным для себя, энциклопедическим. В него вошли все основные его мысли и композиционные приёмы – всё, что он наработал на протяжении своей достаточно долгой жизни. Это сочинение, очень насыщенное тематизмом, фактурно плотное, идёт около 25 минут. Но при этом оно удивительно радостное, яркое и светлое. Когда речь зашла о концерте для Пасхального фестиваля – тем более, в Вербное воскресенье – Владимир Михайлович сказал, что нам нужно исполнить этот квинтет. Он завершит всю программу.

Что касается другого крупного совместного сочинения – оно гораздо реже исполняется. Это Концерт для фортепиано с оркестром Бориса Чайковского. Борис Александрович – прекрасный московский композитор, который скончался уже довольно давно – в 1996 году. Он считается классиком советской музыки московской школы и был не только хорошим композитором, но ещё и виртуозным пианистом.

Этот концерт очень нестандартный по своей форме, по своему строению. Здесь уже нет резкого противопоставления виртуозного солиста и аккомпанирующего ему оркестра, как это было, скажем, в романтическое время в концертах для инструмента с оркестром. Тут уже рояль становится инструментом оркестра, частью музыкальной фактуры. Там, конечно, присутствуют переклички солиста и оркестра, но это не соревнование – это непрерывная музыкальная мысль. Это уже традиция XX века.

Концерт состоит из нетрадиционного количества частей – из 5. Чередование характеров и темпов в частях тоже достаточно нетрадиционное, особенно под конец сочинения. То есть первая часть – это быстрая токката, вторая часть медленная, третья часть напоминает угрожающее и тяжёлое скерцо, четвёртая часть – это как бы финал, быстрая рондо-соната. И после этого неожиданно появляется пятая часть, которая полностью ломает традиционные представления о форме концерта. Она очень трагичная, напоминает какое-то траурное шествие. Марш, в котором очень много пауз. 

Аккорды прерываются тишиной, до нас доносятся осколки интонаций и фраз из предыдущих частей. На мой взгляд, эта пятая часть является кульминацией всего цикла, постепенно она истаивает, музыка уходит, как будто это шествие удаляется от нас, и всё замирает на пронзительном аккорде. В результате получается очень трагичное сочинение. Мы включили его в программу, потому что Вербное воскресенье – особенный день. Мы ещё находимся в Великом посту, впереди – Страстная неделя. Но эта неделя – всегда предчувствие Пасхи, ведь мы знаем, что совсем скоро наступит самый радостный праздник в году. Поэтому у нас в первом отделении будет концерт Бориса Чайковского, который очень трагичен и смотрит как бы назад, в сторону Великого поста. А уже после антракта мы исполним Квинтет Метнера, который смотрит в сторону Пасхи.

Вот такая идея программы. Я надеюсь, что всё у нас получится, и это будет выглядеть интересно».

С нетерпением ждём воскресного концерта и приглашаем вас присоединиться к его слушателям! Ждём вас!


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
«Наследие Елены Образцовой»
01.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
2
«Классика без границ»
02.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
3
4
5
«Органные токкаты Баха»
05.06.2021 17:00
Камерный зал Поморской филармонии
6
7
8
9
«Вне времени и пространства»
09.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
10
11
12
«Моя душа среди твоих берёз»
12.06.2021 17:00
Камерный зал Поморской филармонии
13
14
15
«Белая ночь»
15.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
16
17
18
«Белое и чёрное»
18.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
19
20
21
22
23
«На бис!»
23.06.2021 18:30
Камерный зал Поморской филармонии
24
«Five Tango Shadows»
24.06.2021 22:00
Камерный зал Поморской филармонии
25
26
Закрытие сезона Камерного оркестра
26.06.2021 22:00
Камерный зал Поморской филармонии
27
28
29
30
1
2
3
4
другие новости
Диалог органа и фортепиано прозвучит в Камерном зале
14 Июня 2021 год
Программа «Белое и чёрное» состоится 18 июня в 18-30
Подробнее
Кирха приглашает на ночные концерты
8 Июня 2021 год
Это две программы в рамках фестиваля «Другой»
Подробнее
«Белая ночь»: артисты Филармонии приглашают на вечер русского романса
8 Июня 2021 год
Встречаемся 15 июня в 18-30 в Камерном зале!
Подробнее