Солистки Поморской филармонии дали концерт в Вологде
Друзья, предлагаем начать новую неделю с рассказа об одном музыкальном путешествии. 2020-й год внёс очень много изменений в творческие планы артистов, но даже в не самые простые времена находятся возможности для чудесных поездок и встреч! Заслуженная артистка России Лариса Спиранова и лауреат международных конкурсов Ольга Голдобина дали совместный концерт в Вологде. Ещё в прошлом сезоне он был запланирован на апрель, а вот встретиться получилось только в сентябре.
Вологда принимала артисток очень радушно: концерт состоялся в Вологодском государственном университете, который встретил гостей замечательной акустикой торжественного зала и белым Стейнвеем. Конечно, встреча состоялась с соблюдением всех санитарных норм: как и в Архангельске, не обошлось без обязательных масок, измерения температуры и соблюдения социальной дистанции.
Лариса Спиранова: «Условия для проведения концерта были близки к идеальным, большое спасибо организаторам. Вологодские зрители очень отзывчивые – было видно, насколько люди соскучились по живым концертам! Каждый романс они отметили горячими аплодисментами. Были в программе и хорошо знакомые сочинения, и менее известные, но каждый вызывал у слушателей неподдельные эмоции. Например, под романс «Локон матери» зрители не могли сдержать слёз. Это «незапетый» и очень душевный романс о любви к матери – естественно, такая тема сильно тронула зрителей.
Внутреннее волнение, конечно, присутствовало, но мы справились с ним. С первого же романса я почувствовала, что всё будет хорошо. Ответственность и опыт помогают побороть в себе волнение, которое должно быть только творческим. Разумеется, раньше я исполняла романсы в разных программах, и репертуар с годами накапливался. Но для меня это была первая в жизни большая программа старинных романсов, к тому же этот концерт стал открытием гастрольного сезона, да ещё и после такого большого перерыва. Хочу сказать огромное спасибо Ольге Голдобиной, с которой мы очень тщательно подготовились к выступлению. Мы обе понимали, что трудно будет не только на репетициях, но и на концерте – необходимо, чтобы запас прочности был большой. Нужно быть предельно сконцентрированными, чтобы в плане режиссуры идеально выполнить все моменты, которые мы задумывали. Ведь каждый романс – это мини-спектакль.
Во время концерта устанавливается непосредственный контакт со зрителем, ты видишь реакцию, чувствуешь слушателей, моментально успеваешь реагировать. И эти живые концерты, этот обмен энергиями – они необходимы и зрителям, и артистам. Онлайн-трансляции концертов можно сравнить с законсервированным продуктом, который носит информационный характер. А то, чем мы занимаемся, всё-таки много больше, чем просто передача информации. Это эмоциональный посыл, культурный код, это чувства, которые затрагивают за живое. И невозможно добиться этого эффекта через экран. Люди реагируют на живое исполнение романсов, потому что у кого-то была подобная жизненная ситуация, как в том или ином сочинении. А у кого-то просто с этой историей сильная ассоциация – и вот он уже уходит в свои мечты, хочет, чтобы так было в реальности. Романс – это жанр, который затрагивает тончайшие струны человеческой души, и у каждого на него свои персональные реакции.
Женщин в зале было больше, чем мужчин, и большинство романсов я исполняла от лица лирической героини, передавая её переживания. Временами это очень интимно, очень откровенно в плане эмоций. Может быть, в моей жизни эти чувства и события были актуальны не все, но я перевоплощалась, как актриса, стараясь быть очень искренней. Чтобы люди думали, что я пою о себе, о своей личной жизни. На то и существуют артисты, чтобы проживать для зрителя каждую ситуацию.
Сразу после второго романса «Не пробуждай воспоминаний» публика перешла на овации. «Побудь со мной», «Отвернитесь, не глядите», «Отцвели уж давно хризантемы в саду» – романсы очень известные и любимые публикой.
Люди соскучились по этой музыке, многим сочинениям более 100 лет, а они никак не выходят из моды, потому что стали классикой. Это наша русская душа, наш менталитет. Так, например, с Италией у всего мира ассоциируются неаполитанские песни. Мы, люди, мыслим и чувствуем схожим образом, хотя живём в разных частях мира. Переживания одни и те же! Как и 200 лет назад, человек хочет любить, страдает, радуется. И вот для того, чтобы не закостенеть, не стать роботизированным и слишком рациональным, чтобы не забывать человеческие чувства – для этого и существует культура.
Кульминацией программы был блок романсов из репертуара Клавдии Шульженко – «Руки», «Песня о любви» и «Три вальса». Для нас она некий эталон исполнения романсов, настолько она мастерски перевоплощалась. Многие из романсов программы можно услышать в фильмах – например, «Песню о любви» («На тот большак») популярным сделал фильм «Простая история». Очень нравятся мне и романсы Николая Зубова – «Я обожаю», «Под чарующей лаской твоею» и другие. Их не каждый готов напевать – они не настолько известны, хотя и очень красивы.
В финале концерта зрители аплодировали стоя, а потом спрашивали, когда мы приедем снова, просили вместе сфотографироваться. Мы очень благодарны за тёплый приём – мы все северяне, и нам очень важно согревать души друг друга такими встречами. Сердца у нас на Севере очень горячие!
Прекрасное впечатление оставила и сама Вологда, мы успели погулять по городу, пофотографировать. Кремлёвская площадь, Софийский собор, река Вологда, памятник Батюшкову – запомнилось многое. Город очень красивый в осеннем золоте, чистый, уютный. Создалось впечатление, что Вологда очень любима жителями, которые заботятся о ней, бережно относятся к ней – везде чувствуется рука хозяина. И всё вместе – старинный русский город, программа русской музыки, духовное единение со зрителями – конечно же, вызвало полный восторг».
Коллеги из Вологды предлагают сотрудничать дальше и планировать новые концерты. Мы очень надеемся, что это направление будет развиваться, а встреч впереди будет много!