В Камерном зале состоялся концерт «Музыкальные открытия»
31 марта в Камерном зале состоялся концерт-событие: Архангельский филармонический камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева и заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (орган, Санкт-Петербург) представили слушателям программу «Музыкальные открытия». После концерта мы задали несколько вопросов художественному руководителю оркестра Владимиру Онуфриеву.
– Владимир Михайлович, концерт, несомненно, стал событием этого сезона. Расскажите, как формировалась программа этого концерта, ведь симфония Эдварда Мирзояна появилась в программе не сразу?
– Да, Симфония Эдварда Мирзояна появилась не сразу. Первоначально план был иным, и в проекте программа была несколько иная. Поначалу она была российско-французской, так как прежде всего в ней появились Concerto grosso Андрея Бызова и Концерт Пуленка, к ним подбирались оркестровые сочинения. Планировалось, что вместе с сочинением Бызова мы сыграем «Письмо незнакомки», написанное по мотивам новеллы Стефана Цвейга композитором Айратом Ишмуратовым, музыкантом, выросшим в Казани и живущим в Канаде, и это было бы открытием и музыки, и композитора для наших слушателей, но российскую премьеру было решено отдать другому оркестру и дирижёру. Пришлось опять пуститься в поиски. Неизменной же осталась идея: в программе должны быть сочинения, которые не знают, но они почти наверняка вызовут интерес, их откроют для себя и публика, и музыканты, как открывают интересную книгу или фильм. Так и назвали программу: «Музыкальные открытия», хотя, справедливости ради, это название можно давать трём четвертям наших программ. Симфония Мирзояна же попалась на глаза совершенно неожиданно и вовремя, как попадается на глаза вовремя нужная книга или встречается нужный человек. С помощью Армена Вартаняна удалось в Ереване достать оркестровые голоса и – спасибо огромное нашим армянским коллегам!
– Concerto Grosso Бызова для органа и струнных, как и симфония Мирзояна, прозвучали в Архангельске впервые. Хотелось бы узнать: это сочинение Даниэль Зарецкий уже исполнял в Петербурге или других городах России?
– Нет, это и для него, и для нас была премьера. У Даниэля давно были ноты и не возникало возможности их сыграть. И вот, когда в плане появился концерт в Архангельске и программа была «свободной», в качестве первого же предложения это сочинение и возникло. При этом мы не знали поначалу ничего ни об авторе, ни о сочинении. Оказалось, что и там история не безынтересная. Андрей Борисович Бызов - екатеринбуржец, и в уральской музыкальной среде человек известный. Но, как часто бывает, за пределами этой среды, в остальной России, его знают мало, хотя тоже не все. Он хорошо известен в среде баянистов и уважаемые представители этого музыкального цеха говорили мне: «Бызов - талантливый композитор». В его творческом портфеле сочинения разных жанров и для самых разных составов, но особое место в его творчестве отводится баяну, в частности, Андрей Бызов много писал для знаменитого в своё время Уральского трио баянистов. И вот когда, ещё в советское время, у музыкантов Трио появился электронный баян, появилось в 1983 году и Concerto grosso для этого инструмента с оркестром, позже переработанное для органа и струнного оркестра. Звучание получилось вполне и вполне органичным, хотя партия органа изобилует многочисленными техническими трудностями, о которых слушатели в зале и не догадываются.
– Есть ли в планах гастроли с этой программой? Ведь публика так горячо принимала эту музыку.
–Таких планов пока нет, но может быть они когда-то и с чьей-то помощью и возникнут.
– Концерт Пуленка для органа и струнных уже исполнялся в Архангельске, но мы уверены, что это исполнение стало новым музыкальным открытием!
– Мы тоже на это надеемся!
Благодарим музыкантов за прекрасный вечер и приглашаем зрителей в Камерный зал на новую встречу с Архангельским филармоническим камерным оркестром 23 апреля в 18-30. Дирижёр – художественный руководитель оркестра Владимир Онуфриев. Солистка – лауреат международных конкурсов Юлия Игонина (скрипка, Москва).
Билеты здесь:
https://quicktickets.ru/pomorskaya-filarmoniya/s666
Фото Анны Киселёвой